Афрохристианство (Африканские независимые церкви, Местные африканские церкви, Черное христианство)

Общее название для церквей и сект, сочетающих в вероучении положения христианства и местных традиционных африканских верований.

Афрохристианство зародилось в конце XIX века в южной части Африки в виде приспособления различных христианских конфессий к местным верованиям путем образования синкретических культов. Первая афрохристианская секта была основана в 1882 г. в Капской колонии методистским проповедником Ниемией Тиле.

Расцвет афрохристианства приходится на первую половину XX века.

Основной идеей всех афрохристианских сект является стремление создать "черное христианство", которое противопоставляется белому, колонизаторскому, христианству. Афрохристианство провозглашает богоизбранность африканцев и обвиняет европейцев в искажении христианства. Все положительные библейские персонажи (включая Христа) считаются неграми, отрицательные же персонажи часто изображаются с белой кожей.

Отличительной особенностью практически всех афрохристианских (и вообще африканских) культов является вера в абстрактное верховное небесное божество-демиурга, удалившегося от человеческой суеты и непосредственно не присутствующего в ритуалах. Почти для всех афрохристианских течений характерна вера в предсказания, полученные самыми разнообразными способами, но всегда посредством человека.

Афрохристианство не является единым религиозным течением, а представляет множество направлений, церквей, сект, как правило, синкретичных и относящихся генетически, с одной стороны, к тем или иным местным африканским верованиям, с другой - к разнообразным христианским течениям. Подобные сочетания порождают большое разнообразие всевозможных направлений афрохристианства.

Значительная часть этих направлений имеет ярко выраженные национальные черты и не выходит за рамки этноса, внутри которого они зародились.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп: Однако подобное деление достаточно условно, так как высокая степень синкретизма афрохристианских конфессий подразумевает широкое заимствование вероучительных элементов у других течений.

Помимо чисто африканских, к афрохристианству относится и большое количество религиозных направлений, образованных бывшими рабами, вывозимыми в Центральную и Южную Америку. Все эти рабы или их потомки были тем или иным образом обращены в христианство, но сохранили весь комплекс собственных религиозных верований и обрядов, в результате чего и сформировались крупнейшие афрохристианские течения: макумба в Бразилии, вуду и сантерия в Карибском бассейне, растафари на Ямайке и др.

На конец XX века к афрохристианским сектам принадлежало в общей сложности около 40 миллионов человек (6% населения Африки), входящих в более чем 7 тысяч сект и представленных во всех странах континента (в основном ЮАР, Нигерия, Конго и Кения), за исключением исламизированной Северной Африки, в странах Карибского бассейна, Бразилии и США.

Афрохристианские секты