Монофизитство

Христианское учение, возникшее в Византии в V веке как реакция на несторианство. Является христологической ересью. Основано константинопольским архимандритом Евтихием и поддержано александрийским патриархом Диоскором. Основанием для зарождения монофизитства послужило неосторожное выражение, высказанное св. Кириллом Александрийским в споре с Несторием: "единая природа Бога-Слова, воплощенная", после смерти Кирилла в 444 г. подхваченное и развитое его фанатичными последователями сначала в Египте, а затем в Константинополе.

Монофизиты утверждают, что в Христе соединяются две природы как поглощение человеческого начала божественным, при этом человеческая природа лишь мысленно может отличаться от божественной.

В 449 году на "разбойничьем" соборе в Эфесе александрийский патриарх Диоскор при поддержке императора Феодосия II принудил христианскую церковь признать монофизитство. Папский легат Иларий заявил протест и бежал в Рим, где папа Лев I объявил Диоскора отлученным от церкви.

Со смертью императора Феодосия II в 450 г. императрица Пульхерия и ее соправитель Маркиан выступили против монофизитства. Сторонник Диоскора Анатолий отрекся от монофизитства.

В 451 г. учение монофизитов было осуждено IV Халкидонским вселенским собором. Решения собора не были приняты в Египте и Армении, а также отчасти в Сирии и Палестине, где впоследствии развились самостоятельные монофизитские церкви: Армянская церковь, Коптская церковь, Сиро-Яковитская церковь, Эфиопская церковь.

Вернувшийся из Халкидона монофизитский монах Феодосий поднял в Палестине восстание против решений Халкидонского собора. Иерусалим был взят и разграблен мятежниками. После восстановления порядка Феодосий бежал на Синай, где также поднял восстание. Под впечатлением этих событий папа Лев I сделал запрос ко всем епископам империи о возможности соглашения с монофизитами.

Несмотря на отказ большинства епископов, в течение нескольких десятков лет правительство меняло политику в зависимости от усиления или ослабления движения монофизитов. Из чисто религиозной проблемы монофизитство выросло в символ политического сепаратизма. В конечном итоге в 519 г. император Юстин I завершил многолетние переговоры с папой Гормиздом, монофизитские иерархи были низложены и бежали в Египет.

В дальнейшем монофизитство, не прекратившее христологические споры, разделилось на несколько сект, возглавляемых монофизитскими епископами и патриархами: севериане (последователи антиохийского патриарха Севера), автортодокеты или юлианисты (последователи галикарнасского епископа Юлиана), впоследствии распавшиеся на актиститов, признававших тело Христа несотворенным, и ктисголартов (ктиститов), признававших тело Христа сотворенным, тобиты (последователи Стефана Ниобея), тетрафеиты (последователи александрийского патриарха Дамиана), агноиты (последователи александрийского диакона Фемистия), акефалиты.

В начале XX в. общее число приверженцев монофизитства составляло 5 миллионов человек.