Талмуд

Собрание законоположений иудаистской религии. Является основным богословским сборником иудаизма.

Талмуд сформировался в течение многих веков, с IV века до н.э. до IV века н.э. Столетиями первоначальное содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению устно. Поэтому в отличие от Библии (писанного закона) Талмуд называется устным законом.

Письменное оформление накопившегося талмудического материала началось в III века н.э. и закончилось в V веке (Иерусалимский Талмуд). Вавилонский Талмуд был завершен в VI в.н.э. В основу Талмуда лег Ветхий завет, особенно первый его отдел - Пятикнижие, Моисеев закон, или Тора. Основная задача, которую ставили перед собой талмудисты - сохранение и закрепление библейского вероучения, приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Разрабатываемые правила весьма способствовали усилению национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейского народа.

Первые законоположения Талмуда восходят к периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (332 год до н.э.), и эллинизм вторгся в замкнутый мир древних евреев. В течение трех веков (с IV по II век до н.э.) Иудея испытывала на себе сильное влияние греческой культуры. В III веке до н.э. книжники-хасидеи ополчились против эллинистов, встав на защиту "веры отцов". Для сохранения моисеева закона в новых условиях хасидеи занялись толкованием Торы, в результате чего появилось собрание Мишна ришона ("Первое повторение Торы"). Этот сборник частично вошел в состав Талмуда, как считают, в сильно переработанном виде. Мишну цитируют по трактатам, главам и параграфам.

В 141 году до н.э. в Иудее установилась власть Маккавеев, объединивших в одном лице духовную и светскую власть. Против Маккавеев ополчилась старая первосвященническая династия Саддокидов, которые были сторонниками компромисса между моисеевым законом и греческой философией. Хасмонеи в борьбе против саддукеев опирались на фарисеев - выходцев из средних слоев населения, которые были противниками греческой философии и ярыми защитниками Торы.