Манихейство (Акониты)

Религиозное синкретическое учение, самый влиятельный из дуалистических культов. Основано пророком и магом Мани (Манес) во второй половине II в. в Персии.

Учение манихейства опирается на предшествовавшие ему гностические учения, преимущественно иранского происхождения, элементы христианства и зороастризма.

Объективными причинами возникновения манихейства стал конфликт между персидскими магами. В 227 г., после воцарения на персидском троне национальной династией сасанидов, персидские маги решили восстановить зороастризм в качестве государственной религии. Большая часть магов склонялись к изменению учения, подчинив оба начала, и доброе и злое (Ормузда и Аримана) одному Верховному существу. Часть магов придерживались классического строгого дуализма, образовав оппортунистическую партию магуссеев.

Мани, являющийся приверженцем магуссеев, изложил собственное вероучение, представляющее объединение христианства и зороастризма, в труде "Ертенки-Мани", явившемся впоследствии священной книгой манихейства.

В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как равноправных изначальных принципов бытия. Царство добра и света состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли; властителем в нем является добрый Бог. Царство зла и мрака состоит из пяти нечистых стихий: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара; властителем в нем является злой демон.

Для защиты границ царства добра Отец света произвел из себя эона - Матерь жизни, которая, в свою очередь, для борьбы с духами тьмы произвела еще одного эона - первого человека, явившегося в мир как Иисус Христос. Христос вместе с пятью чистыми стихиями борется с демонами, но демоны овладевают частью его светлого существа, поэтому Отец света вынужден породить еще одного эона, помогающего Христу в борьбе - Животворящего духа. Животворящий дух является своеобразным благим демиургом, творящим мир. Он освобождает не поглощенную царством зла часть Христа, называемую бесстрастным Христом, и помещает ее в солнце. Часть же, поглощенная царством зла, называется страждущим Христом.

Посредством страждущего Христа в пространстве между двумя царствами происходит смешение светлой и темной материй. Страждущий Христос, став, при помощи Животворящего духа, душою мира, образует видимый мир, в котором смешаны духовное и материальное. Так как светлая материя стремится к освобождению от тьмы, Сатана приказывает демонам собрать оставшиеся в царстве тьмы частицы света в одно место, и творит человека по образу Христа-эона. Частицы света, сосредоточенные в человеке, составляют его душу.

Манихейство преобразует ветхозаветные идеи таким образом, что именно Сатана запрещает человеку вкушать от древа познания добра и зла, а бесстрастный Иисус учит человека вкусить запретный плод и раскрывает ему тайну духовного происхождения. Для противодействия Иисусу Сатана создает из злой материи и незначительных остатков частиц света женщину, чтобы она раздробила разумную душу человека.

Манихейство принимает докетическую доктрину о призрачном теле Христа, который (бесстрастный Иисус) сходит на землю, открывает людям истину об их духовном происхождении и учит освобождению от зла. Все апостолы и последователи Христа, а также иудеи и язычники, согласно манихейскому вероучению, являются проводниками злого, материального мира и потому извращают христианское учение.

Культовая практика и быт манихеев отличаются суровым аскетизмом. Манихеи отрицательно относятся к браку, отвергают употребление вина и мяса, максимально ограничивают уничтожение растений и животных как бессознательных хранителей души мира.

Распространившись на христианские области, манихейство вытеснило гностицизм и воспринималось христианами как христианская ересь. На западе оно распространилось до Рима, где, несмотря на преследования, существовало до VI века. В 382 г. Феодосий издал закон против манихеев, повелевая подвергать их высшей мере наказания, конфисковывать их имущество в пользу государства. На востоке в 694 г. достигло Китая. В государстве турок-уйгуров (Уйгурском царстве) был государственной религией в 763-840 гг. Подвергалось гонениям со стороны христианства, зороастризма, ислама. Будучи изгнаны из городов, манихеи укрылись в глухих местах Средней Азии.

Манихейство признает ряд пророков, завершившихся самим Мани, который является параклитом, Духом утешителя, посланным Христом для открытия Царства божия.

В явном виде манихейство существовало до VIII - IX вв., пережив максимальный расцвет в IV - V вв., однако идеи манихейства многократно возрождались в последующих религиях, течениях и христианских ересях.