Никон (Никита Минов)

(1605 - 1681)

Седьмой партриарх Московский и всея Руси. Одна из наиболее ярких фигур в истории Русской православной церкви. Родился в с.Вельеманово около Н.Новгорода в крестьянской семье. Обучился грамоте. Взяв отцовские деньги, тайно бежал в Макарьево-Желтоводский монастырь, где стал рьяным послушником. После того, как родственники не отпустили его в монахи, стал сельским священником.

После смерти троих детей и ухода жены (по его настоянию) в Алексеевский женский монастырь Никон избрал суровую жизнь в Анзерском скиту на Белом море. После ссоры с основатеелм скита и монахами Никон на рыбачьей лодке бежал через море и попал к Кий-острову, где в честь своего спасения поставил крест, а позже основал Крестный монастырь.

В Кожеозерской пустыни Никона приняли, взяв вместо вклада переписанные им книги. Первоначальни Никон стал священником, затем построил келью на уединенном острове, где вел жизнь аскета-пустынника.

В 1643 г. братия уговорила Никона стать игуменом.

В 1646 г. Никон поехал в Москву, где произвел глубочайшее впечатление на царя Алексея Михайловича и тут же был назначен архимандритом родового Новоспасского монастыря Романовых.

В 1649 г. Никон был поставлен на Новгородскую митрополию. Во время вспыхнувшего народного восстания в 1650 г. в Новгороде и Пскове Никон поддержал царя в борьбе с восставшими, прокляв поименно главных бунтовщиков.

Заведя в Новгороде единогласное пение "греческое и киевское", Никон перенес этот обычай в дворцовые храмы и московские соборы, куда царь приглашал его служить литургию вместо престарелого париоарха Иосифа.

В начале 1652 г. царь Алексей Михайлович решил перенести в Успенский собор мощи низвергнутых его предшественниками первосвященников: митрополита Филиппа с Соловков, патриарха Иова и патриарха Гермогена. Во время триумфального шествия Никона с мощами Филиппа царь сообщил Никону о смерти патриарха Иосифа, попросившего похоронить его у ног Иова.

Москва встретила Никона с большой пышностью, после чего он был сразу избран патриархом, но раз за разом отказывался от этой чести, пока сам царь не уговорил его. Никон дал согласние только после того, как царь и чиновный люд поклялся перед святынями Успенского собора слушать патриарха как "начальника, и пастыря, и отца краснейшего", то есть фактически потребовал власти, приравненой к царской. Несмотря на сопротивление бояр, по настоянию царя Алексея Михайловича такая клятва была принесена. 25 июля 1652 г. Никон стал патриархом.

Подчинив своему влиянию царя и его окружение, Никон стал вводить жесткую дисциплину внутри церкви. Открытое возмущение священнослужителей вызвал указ, изданный Никоном весной 1653 г. и грубо нарушавший древнюю традицию и постановление Стоглавого собора креститься двумя перстами. Выступившие в защиту двуперстия протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а протопоп Аввакум с женой и детьми - в Сибирь.

В 1654 г. Никон объявил собору русских иерархов, что ряд употребительных богослужебных обрядов не согласуется с древними русскими и греческими книгами. На следующий год Никон торжественно разбил в щепки иконы, написанные под влиянием западной живописи. Затем он выступил перед народом с проповедью о двуперстии и созвал собор для исправления ряда русских традиций, объявленных нововведениями.

При Никоне почти вдвое увеличилось число принадлежавших церкви крестьян. За несколько лет патриарх создал экономическое процветание в собственном уделе. На пустых местах были сооружены богатейшие монастыри, к каждому из которых были приписаны десятки монастырей, церквей, сел. Монастырская власть и монастырский суд подчинялись только Никону.

Никон присвоил себе титул "великого государя", за границу писался как "великий господин и государь". На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятие в подданство Украины и войне с Польшей. Патриарх добился, чтобы с началалом войны с Швецией царь лично возглавил компанию, и лично обеспечивал снабжение армии. Вскоре Алексей Михайлович признал Никона своим "вторым Я", ангелом-хранителем царской семьи.

6 июля 1658 г. утомленный опекой Никона царь не пригласил его на пир. Никон впал в ярость, но царь, уклоняясь от личной встречи, не ходил даже в собор. 10 июля Никон объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Он ушел в Воскресенский монастырь и жил там, умерщвляя плоть.

12 декабря 1666 г. на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, но патриарх Иоаким наотрез отказал ему в этом. По настоянию Иоакима Никона поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ об его освобождении. Сопровождаемый на всем пути толпами народа, Никон поплыл в Воскресенский монастырь и скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения вечно поминать его в этом сане.