Каодаизм (Дай дао там ки фо до)

Синкретическая религия. Сформировалась в начале 20-х годов XX века, к 1925 г. приобрел определенное количество приверженцев. Официальной датой основания каодаизма считается дата основания первой каодаистской общины в ноябре 1926 г. в поселке Гокен (около г.Тайнинь на юго-западе Вьетнама).

Традиционным основателем каодаизма считается Нго Ван Чиеу, однако решающую роль в организации каодаизма сыграл Ле Ван Чунг.

Вероучение каодаизма основано на концепции третьего спасения, согласно которой человечеству уже дважды было даровано спасение: первый раз Буддой Шакьямуни, Фу Си и Моисеем, второй раз Конфуцием, Лао-цзы и Иисусом Христом. Каодаизм должен стать провозвестником последнего спасения.

Вероучение каодаизма синкретично и объединяет элементы буддизма, конфуцианства, даосизма, христианства, ислама и местных вьетнамских верований, преимущественно спиритического направления.

Верховным божеством каодаизма считается Нефритовый император, Верховный владыка, Повелитель Вселенной, которого персонифицирует дух Као Дай. Верховное божество представляет собой бесформенный дух Вселенной, который тождественен душе индивидуума, вследствие чего каждый человек может вступать с духом Вселенной в непосредственный контакт. Наиболее ярко дух Вселенной проявляется в выдающихся личностях человечества. Поэтому все выдающиеся люди являются в каодаизме объектами поклонения. В каодаистский пантеон входят духи основателей мировых религий, национальные герои (в том числе Жанна Д'Арк, Сент-Жюст, Жорес, Прудон), писатели (в частности, Л.Толстой).

Основу каодаистского культа составляет общение с духами, которое происходит во время спиритических сеансов (как правило, при помощи медиумов). Согласно представлениям каодаистов, духи способны непосредственно воздействовать на зрение, слух и мысли медиума. Монолог медиума, передающего возникающие перед ним образы, тщательно фиксируется, полученные тексты используются как писание каодаизма. На право проведения сеансов имеют право лишь лица высшей каодаистской иерархии.

Канон каодаизма не является чем-то жестко фиксированным и может в принципе дополняться на спиритических сеансах. Каодаизм не имеет единой церковной организации и разделен на несколько образований, которые отличаются различным толкованием вероучения. Символом каодаизма является "Небесное око" - изображение заключенного в треугольник человеческого глаза, который окружен солнечными лучами. Этот символ является объектом поклонения.

Во главе каодаистской организации стоит "зяотонг", выступающий от имени Повелителя Вселенной. В 1926 г. в деревне Лонгхоа провинции Тэйнинь был учрежден папский престол Каодай, представляющий из себя большой храмовый комплекс.

Каодаизм делится на две ветви: во ви (учение недеяния) и фо до (учение спасения), и на ряд групп: тэйниньская община, Бантиньдао, Бантиньдао Дотхань, Тиентхиен, Миньтендао, Батьи Лиендоан, Миньтенли.

С 40-х годов XX в. каодаисты начали активную политическую деятельности и даже создали армию численностью до 30 тысяч человек. С середины 50-х годов XX в. каодаисты фактически взяли под контроль провинцию Тэйнинь и образовали там феодальное государство. В период американо-вьетнамской войны часть каодаистов поддерживало прокоммунистический Фронт освобождения Южного Вьетнама, однако после победы коммунистов деятельность каодаистских сект была существенно ограничена. Их преследование продолжалось длительное время. В первой половине 80-х годов XX века часть руководителей каодаистского движения было репрессировано и казнено. В 1985 г. секта была разрешена, ей вернули 400 храмов.

Общая численность последователей каодаизма на конец XX века превышает 2 миллиона человек, преимущественно на юге Вьетнама, до середины 70-х годов XX века - в Камбодже, а также во вьетнамских этнических группировках во всех странах мира, прежде всего в США.